воскресенье, 5 апреля 2020 г.

10 апреля Работаем в тестом по истории на ЯКласс до 14 апреля. Всем успехов!

6 апреля 2020г.

Обучающиеся 8 Б, продолжаем наше изучение истории России.


 Данные к уроку на этой странице копируем, размещаем у себя на компьютере  в папке «История» и работаем автономно.



Рекомендованные для просмотра видеоматериалы находим в интернете, изучаем.



Результаты вашей работы (рукописные фотографируем, напечатанные в формате Word)  отправляем   в нужные сроки для проверки на мою почту loabel@mail.ru с указанием Фамилии, имени и класса. 


Успехов!



УРОК 22. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II (§ 18)

Основные вопросы изучения материала

1) Екатерина II — правительница России.

2) Просвещённый абсолютизм.

3) Реформы Екатерины II

Ресурсы урока

Учебник, § 18.

Фрагменты документов, трудов историков. http://www.videorusi.ru/publ/3-1-0-570 —

 24-я серия видеофильма «Правители Руси»: Императрица Всероссийская Екатерина II. 
— 5-я серия исторического документального фильма «Романовы — правители России»: Екатерина Вторая

Основные понятия и термины.(записать в словарь или тетрадь и выучить).

Просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, Духовное управление мусульман

Основные даты (записать и запомнить).

1767 г. — созыв Уложенной комиссии. 1775 г. — начало губернской реформы. 1785 г. — Жалованные грамоты дворянству и городам. 1788 г. — указ об учреждении Духовного собрания магометанского закона

Персоналии Екатерина II. Г. Г. Орлов. Г. А. Потёмкин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков (записать уметь дать краткую характеристику).

Домашнее задание

§ 18 прочитать, устно ответить на вопросы. Сделать записи.

 Написать  в рабочей  тетради или напечатать  1) вариант эссе «Екатерина II — «матерь российского отечества»…»; 2) вариант «Характеристику Екатерина II» . Памятка «Характеристика  исторического деятеля»  (см. ниже). Отправить на проверку  на мою почту до 10 апреля.



*Проанализируйте статьи Соборного уложения 1649 г., посвящённые крестьянам. Напишите обоснованное заключение о том, какие из этих статей вы считаете архаичными для конца XVIII в. *Найдите в книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» отрывки, которые, по вашему мнению, стали причиной сурового приговора автору. Объясните причину своего выбора.



Проблемный вопрос урока.

Что Екатерина II изменила в созданной Петром I системе управления страной? Почему? Можно ли характеризовать период её правления как просвещённый абсолютизм?

Задания при работе с учебным материалом.

1)    Сравните политическое развитие России и европейских стран в XVIII в. Охарактеризуйте идеологию Просвещения, просвещённый абсолютизм.  Насколько успешно решались проблемы в политике в послепетровской России?

2)    Дайте определение понятий наказ, Уложенная комиссия, Духовное управление. Прочитайте фрагмент указа Екатерины II 1767 г. Согласны ли вы с мнением, что этот указ — свидетельство об апогее крепостного права в России? Прочитайте фрагмент Наказа Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. Как обосновываются цели деятельности Комиссии? Какие контраргументы вы бы привели в ответ на некоторые пункты Наказа? Как вы полагаете, почему Комиссии не удалось создать новый свод законов? Рассмотрите таблицу «Судебная система в России». Сделайте три возможных вывода.

3)    По материалам п. 3 § 18 составьте таблицу «Важнейшие реформы Екатерины II», отразив направления реформ, их основное содержание и итоги. Подтвердите или опровергните фактами вывод: «Царствование Екатерины II стало золотым веком российского дворянства». Каково ваше отношение к такой оценке проводимой политики?

4)    В чём заключалась цель создания Уложенной комиссии? Какие слои общества были представлены в Комиссии? Проанализируйте схему «Местное управление» в учебнике. Какие органы дворянского самоуправления появились при Екатерине II? Дайте оценку проведённой секуляризации церковных и монастырских земель. Как эти реформы повлияли на роль церкви в государстве?

5)    «Звон Победы, раздавайся!…» — эти слова гимна тогда пели все. Докажите на примерах, что победы России в годы правления Екатерины II действительно были значимыми.  Напишите эссе «Екатерина II — «матерь российского отечества»…»



                              Памятка. (скопировать отдельным файлом).

Характеристика исторического деятеля (8–9 классы)




1)           время жизни/деятельности;

2)           личности или обстоятельства, оказавшие значительное влияние на становление исторического деятеля (происхождение, воспитание, чер­ты характера, общественно-политические, эстетические, научные и т. п. взгляды исторического деятеля);

3)           историческая обусловленность деятельности рассматриваемой лич­ности.


1)           основные этапы/направления, цели и задачи деятельности (возможно по сферам общественной жизни);

2)           способы, методы, формы осуществления поставленных задач на каждом этапе/направлении деятельности, их эффективность, оправ­данность (противоречивость);

3)           итоги деятельности на каждом этапе/направлении.


1)           значение деятельности исторической личности для последующего развития страны, народа; региона. Роль данной личности в истории;

2)           альтернативные оценки данного деятеля, существующие в историче­ской науке;

3)           ваше собственное отношение к рассматриваемой личности.

Дополнительный материал.

Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения (извлечение) 1767 г.

1. Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно.
2. Полагая сие законом веры предписанное правило за вкоренившееся или за долженствующее вкорениться в сердцах целого народа, не можем иного кроме сего сделать положения, что всякого честного человека в обществе желание есть или будет, видеть всё отечество своё на самой вышней степени благополучия, славы, блаженства и спокойствия.
3. А всякого согражданина особо видеть охраняемого законами, которые не утесняли бы его благосостояния, но защищали его ото всех сему правилу противных предприятий…
Глава I 6. Россия есть европейская держава.
7. Доказательство сему следующее. Перемены, которые в России предпринял Пётр Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали со климатом и принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. Пётр Первый, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашёл тогда такие удобности, каких он и сам не ожидал.

Глава II
8. Российского государства владения простираются на 32 степени широты и на 165 степеней долготы по земному шару.
 9. Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства.
10. Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдалённостию мест причиняемое.
11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно. 12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.
13. Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра… Глава IV <…>
 29. Сии наставления возбранют народу презирать указы Государевы, не опасаяся за то никакого наказания, но купно и охранять его от желания самопроизвольных и от непреклонных прихотей… Cудебная система при Екатерине II



Комментариев нет:

Отправить комментарий

    Готовимся к ОГЭ_Обществознание Секреты подготовки. Рассказываем, как подойти во всеоружии к одному из самых популярных предметов по выбо...