Дорогие шестиклассники!
Продолжаем изучение Истории Росси.
Продолжаем изучение Истории Росси.
Инструкция по выполнению домашнего задания по истории для 6 классов.
20-21 апреля 2020г.
Инструкция по выполению заданий.
1. - прочитать параграфы 21 - 22 (в полном объеме) учебника «История России» 6 класс 2 часть, устно ответить на вопросы к каждому параграфу.
2. -1 вариант - по желанию выполнить записи в тетради с печатной основой (для тех кто с ними работает) по темам параграфа 19 и 20,
-2 вариант (для тех, кто с тетрадкой с печатной основой не работает) по желанию выполнить записи в рабочую тетрадь для записей (Тема параграфа, кратко основные термины, понятия, даты, персоналии) подробнее см. в материалах к уроку;
3. - ниже прикреплена ссылка на учебный фильм по теме параграфа 21, который можно посмотреть всем
Видеофильм «Дмитрий Донской» из серии «Правители Руси»
Фильм и задания на РЭШ для тех, кто интересуется историей.
5. Посмотреть Презентация_Феофан Грек
по желанию
6. Всем прочитать материал по теме "Южный Урал В ИСТОРИИ РУСИ XIII—XIV вв." и устно ответить на вопросы (см. материал далее на странице). Дополнительный материал "Легенда о башне Тамерлана."
6. С 23 по 26 апреля выполнить проверочную работу на Якласс.
Все письменые задания выполняем по желанию для подготовки к проверочной работе, отправлять для проверки эти работы не нужно.
Далее вы можете прочитать дополнительный материал, который поможет изучить данные темы.
УРОК 29. ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ
МОСКВЫ. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА (§ 21)
Основные вопросы изучения материала
1) Москва — центр объединения Северо-Восточных русских
земель. 2) Русь готовится к борьбе за свободу. 3) Поход Мамая на Русь. 4) На
поле Куликовом. 5) Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы
Ресурсы урока Учебник,
§ 21. Карта «Русские земли в XIV—XV вв.». Схема «Куликовская битва». Видеофильм
«Дмитрий Донской» из серии «Правители Руси»
Основные понятия и термины
Засадный полк
Основные даты
1359—1389 гг. — правление Дмитрия Донского в Москве. 1378 г. — битва на реке Воже. 8 сентября 1380 г. — Куликовская битва. 1382 г. — разорение Москвы Тохтамышем
1359—1389 гг. — правление Дмитрия Донского в Москве. 1378 г. — битва на реке Воже. 8 сентября 1380 г. — Куликовская битва. 1382 г. — разорение Москвы Тохтамышем
Персоналии
Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Князь литовский Ольгерд. Мамай. Хан Тохтамыш
Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Князь литовский Ольгерд. Мамай. Хан Тохтамыш
Дополнительный материал
«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ» о Дмитрии
Донском и Сергии Радонежском.
Князь же
великий Дмитрий Иванович, взяв с собою брата своего, князя Владимира
Андреевича, и всех князей русских, поехал к Живоначальной Троице на поклон к
отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от
святой той обители. <…> Преподобный Сергий окропил его священной водою и
всё христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым —
знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая
Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо:
«Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш».
Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета
Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же
преподобный велел тем обоим быстро собраться идти с великим князем, ибо были
известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тотчас
послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им
вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел
им вместо шлемов золочёных возлагать его на себя. И передал их в руки великого
князя, и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники», — и сказал им: «Мир
вам, братья мои, твёрдо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за всё
православное христианство с погаными…» И осенил Христовым знамением всё войско
великого князя — мир и благословение. Сказание о Мамаевом побоище // Сказания и
повести о Куликовской битве / Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Л., 1982. — С. 155.
УРОК 30. 1 часть РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII — XIV в. (§ 22)
Основные вопросы изучения материала
1) Начало возрождения культуры в русских землях. 2)
Книжное дело, летописание. 3) Устное народное творчество, литература. 4)
Зодчество. 5) Живопись
Ресурсы урока
Учебник, § 25. Иллюстративный ряд.
Основные понятия и термины
Полуустав. Эпос
Персоналии Феофан Грек
УРОК 30 2 часть. Южный Урал В ИСТОРИИ РУСИ
XIII—XIV вв.
Основные вопросы изучения материала Наш
край в XIII—XIV вв.
Мавзолей
Кесене в Варненском районе Челябинской области.
Ресурсы урока
Краеведческие материалы, интернет-ресурсы.
Прочитайте материал об истории и культуре
жителей нашего края в изучаемый период и найдите ответы на вопросы.
1) Какой уникальный памятник мусульманского искусства
XIV–XV вв. на Южном Урале легенда связывает с именем полководца Тамерлана?
1) Аллакская
писаница
2) Мавзолей Кесене
3) Мегалиты острова Веры
4) Синеглазовский курган
2) Какие современные народы относятся к финно-угорской
группе уральской языковой семьи? Найдите в приведённом ниже списке три названия
и выпишите цифры, под которыми они указаны.
1) башкиры
2) болгары 3) венгры 4) манси
5) ханты
Для ответа на вопросы прочитай дополнительный материал.
1 Виноградов Н.Б. В «Страницы
древней истории Южного Урала»: Учебник. для учащихся общеобразоват.
шк., гимназий, лицеев, колледжей. — Челябинск
«Издалека, из степей Монголии и предгорий Алтая, по
степям на запад устремлялись один за другим людские потоки. Они завоевывали
кочевые народы. Не обошли они стороной и наши степи. Знаешь ли ты, что далекие
предки венгров, населяющих сейчас одну из европейских стран, когда-то были
кочевниками и какое-то время жили в наших степях? Ученые раскопали здесь их погребения.
А язык венгров похож на языки народов хантов и манси. Видишь, какие далекие
«родственники»! Большинство кочевых народов, переселявшихся по степям 1600-700
лет назад, говорили на языках, родственных тем, на которых говорят сейчас
татары, башкиры, казахи, узбеки, азербайджанцы.
С одной из волн переселения в степи Южного Урала около
тысячи лет назад пришли далекие предки башкир и казахов. Они также были
кочевниками. Здесь они обрели родину и постепенно осели, то есть стали жить
оседло. Жившие здесь раньше народы постепенно слились с предками башкир и
казахов.
Более 700 лет назад эти места пережили нашествие
монголов. С монголами на Южный Урал пришли народы, известные затем как сибирские
татары. Но в большинстве своем современные татары переселились в наш край
позднее из Поволжья. После монгольского завоевания случилось так, что на
несколько веков башкирские племена оказались на территориях разных государств,
таких, как Казанское и Сибирское ханства. Только с вхождением Башкирии в состав
России в середине XVI века и присоединением Зауральской Башкирии к России уже в
XVIII веке это разделение было преодолено.»
2) «В улусе Джучи»: Южный Урал
под властью Золотой Орды
Монголо-башкирская война тянулась 14 лет… Башкиры
неоднократно выигрывали сражения и, наконец, заключили договор о дружбе и
союзе, после чего монголы объединились с башкирами для дальнейших завоеваний
Л.Н.Гумилев
3) Мавзолей Кесене — яркий образец раннемусульманской
мемориальной архитектуры, был построен в 14-16 веке на мысу пересохшего озера
Большое Кесене. Это единственный в своем роде исторический памятник архитектуры
кочевников в Челябинской области. Подобные погребальные
сооружения можно найти лишь в Башкирии, Туркмении, на Северном Кавказе.
В народе Кесене называют еще башней Тамерлана. Но это,
скорее всего, никак не связано с именем монгольского завоевателя: так
называется часть села Варна, которое находится в 2 км от мавзолея, а также
ближайшая железнодорожная станция.
Как добраться
·
На автомобиле:
необходимо ехать на юг от Челябинска через Южноуральск, Пласт, Степное, Чесму до
села Варна. Подъехать к мавзолею можно только по грунтовой дороге, которая
отходит от трассы на село Новопокровское.
Что посмотреть
Башня Тамерлана является
портально-шатровым сооружением и состоит их трех частей. На квадратной основе
установлен 12-гранный барабан, а сверху шатер в виде призмы. Высота мавзолея
составляет 17 метров. Сложенное из глиняного обожженного кирпича здание, судя
по найденным фрагментам, когда-то было украшено светло-голубой и
темно-фиолетовой глазурованной плиткой.
Внутри есть комната с каменным
полом, она всегда слабо освещена, что добавляет ей мистичности. Вокруг Кесене
ученые обнаружили множество захоронений, из них 6 курганов эпохи бронзы, один
курган раннего железного века и около 150 курганов позднего средневековья, а
также 700 могил. Внутри мавзолея археологи нашли погребенные останки женщины, а
также шелковый шарф, золотые подвески и кольца.
Восстановленный по старым фотографиям и рассказам
коренных жителей мавзолей сразу стал популярен: потянулись к его подножию
туристы и свадебные кортежи, тем более что вход в мавзолей всегда открыт.
Много легенд существует об этом сооружении. Ряд преданий
связывают его с именем Тамерлана. Наиболее достоверным названием следует
считать начальное наименование мавзолей «Кесене», что в переводе с тюркских
языков означает «Надгробный дом», «Дворец усопших».
ЛЕГЕНДА О БАШНЕ ТАМЕРЛАНА
Монгольский полководец Тимур
Тамерлан в конце XIV столетия обосновался в Самарканде. В то время он вел
ожесточенные войны с остатками Золотой Орды. В одном из сражений с татарским
ханом Тыхтамышем, Тамерлан разбил своего противника и пленил его сына. Пленник
был необычайно смелым и храбрым джигитом. Кроме того, он отличался удивительной
красотой. Доставленный в стан Тамерлана сын татарского хана, по обычаю того
времени, был закован с цепь и посажен в глубокую яму. О пленном красавце узнала
дочь Тамерлана. Она захотела увидеть пленника. Когда наступила ночь, она тихо
приблизилась к яме. Увидев, она влюбилась в него. Воспользовавшись отъездом
отца, подкупив стражу, влюбленные покинули стан Тамерлана, но вот перед
всадниками показалась стена леса и они увидели перед собой голубое и тихое
озеро.
Девушка помогла юноше,
скованному цепями, сойти с коня. Помогла расковать цепи. Здесь они разбили
шалаш и стали жить. Видя, что девушка грустит, юноша сказал: «Напиши
письмо и я поеду к стану Тамерлана, заброшу со стрелой ему письмо».
- «Тебя могут схватить. Давай
лучше я выпущу голубя с запиской, он полетит к шатру, там птицу поймают,
прочтут письмо, и, отец не будет грустить».
Получив весть от дочери, отец
был обрадован и взбешен. Тамерлан послал сотню лучших джигитов искать дочь.
На заре юноша отправлялся на
охоту, приносил дичь, рыбу, ягоды. Однажды, возвращаясь из степи, юноша
торопливо спрыгнул с коня: «Я слышу стук копыт» - бросил он тревожно.
А земля уже дрожала под
копытами коней. Всадники Тимура приближались к Большому Кесене, со свистом
рассекая воздух, опустилась пудовая палица на головы всадников. Воины бежали с
поля боя, спасая себе жизнь и взывая о помощи.
Помощь пришла, еще сто воинов
неслись на юношу. Но эти уже не пошли в бой, сломя голову, они остановились у
леса и «сыпали» стрелами.
«Отдай нам дочь царя, и мы
оставим тебя в покое» - кричали они, не трогаясь с места.
Снова началась битва и всадники
Тамерлана падали на мокрую от крови землю. Совсем уже мало осталось воинов, но
тут юноша увидел, что к нему несется, сгорая от ярости, Тамерлан. Что подумал в
это мгновение юноша? Нет, не стремится сойтись в поединке с самим царем, не
захотел стать убийцей отца своей жены и повернул коня.
Юноша прискакал к жене, она все
поняла, схватила его за руку, и они побежали к озеру Большое Кесене. У воды они
остановились на одну секунду. Прошло мгновение, и вода скрыла
их. Потрясенный горем Тамерлан приказал построить на этом месте
башню-мавзолей. Но по всей округе не было ни песка, ни камня, одни голые степи,
да буйные леса.
По преданию, недалеко от города
Троицка, на руке УЙ, нашли глину из которой стали делать кирпичи, глину месили
на верблюжьем молоке и яйцах диких птиц.
И с того места, где делали
кирпичи, Тамерлан цепочкой выстроил рабов и воинов, и они, из рук в руки,
передавали кирпичи.
Таким образом, как гласит
легенда, была построена Башня Тамерлана.
Комплекс Кесене состоит из кирпичного
мавзолея, высотой 17 метров, шести курганов эпохи бронзы, кургана раннего
железного века и почти 150 курганов позднего средневековья. 20 лет назад вокруг
башни обнаружили 700 могил. Ученые утверждают, что это древний некрополь эпохи
раннего железного века, а башня Тамерлана построена гораздо позже.
Возможно, красивые легенды к Тамерлану никакого отношения не
имеют, но строение в степи действительно является памятником ранней
мусульманской мемориальной архитектуры XIV-XVI вв., установленным над женским
захоронением. Мавзолей воздвигнут из кирпича, в состав которого входили красная
глина, яйца диких птиц и верблюжье молоко (по одной из версий – козье).
Считалось, что так кирпичи будут прочнее. Предполагают, что их делали возле
реки Уй – в районе нынешнего Троицка – и по цепочке передавали воинами до самой
башни. Новые кирпичи тоже обжигали по древней технологии, только без
верблюжьего молока. Памятнику присвоен статус республиканского и дано название
– мавзолей Кесене. Вокруг мавзолея болото, и подъехать к нему можно только по
грунтовке, отходящей от трассы на село Новопокровское. К входу ведёт тропинка
из крупных булыжников.
Мавзолей прямоугольный в плане, с
орнаментированным сильно выраженным пештаком над главным входом, 12-ти граненым
куполом и циркульным сводом. Его размеры в плане 12,30 х 9,40 метров. Высота
сооружения 17 метров. Площадь вокруг мавзолея размером 57,0 х 72,0 метров была
обнесена валом и рвом. На территории и за ее пределами располагаются насыпи
курганов эпохи бронзы, раннего железного века, а также средневековые «мазарки»
(надмогильные холмики).
Точной информации о происхождении
сооружения нет. Первый, кто описал мавзолей, капитан П.И. Рычков, выдвинул
версию о некоей неизвестной науке цивилизации, бытовавшей на Южном Урале и
оставившей после своего ухода в Китай несколько однотипных кирпичных
сооружений. И возможно, что мавзолей в окрестностях Варны возведен над могилой
«святого царя» этого народа…
Этнограф Р.Г. Игнатьев уже сто лет спустя после Рычкова
констатировал, что киргизы-кочевники и язычники – почитают башню храмом
неизвестной веры и мавзолеем над прахом святого царя.[2]
В 1889 профессором Э.Ю.Петри внутри мавзолея были произведены
раскопки склепа. Обнаружено женское погребение в лубке, перекрытое досками. В
погребении найдены остатки шелковой ткани, два золотых перстня с арабесками и
две серьги в виде знака вопроса. Подобные серьги имеют широкое распространение
среди украшений кочевников и лесостепного нас. Начиная с XIV в. Данный тип
шатровых мавзолеев весьма характере для архитектуры школы Хорезма и Хорасана.
Традиция портальных мавзолеев зародилась в середины XIV в. и просуществовала
вплоть до XIX в. Наиболее близкими аналогиями мавзолея К. являются мавзолеи Маджара (Сев.
Кавказ), Ирки-баба (Туркменистан), Бэндэбике (Башк.).
Дополнительная литература:
1. Историческое краеведение / Н.Б.Виноградов,
М.С.Гитис, В.М.Кузнецов. Челябинская область. – Челябинск. АБРИС, 2009. – С.
25–27. 2. История. Челябинская область: атлас. 5–9 кл. / под ред. Н.Н.Алеврас,
В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2015. – С. 8–9. 3. История Урала в XI–XVIII
вв. / Н.Н. Алеврас, А.И. Конюченко. – Челябинск: ЮУКИ, 1998. – §§ 3–4. 4.
История Урала с древнейших времен до конца XVIII в. / отв. ред. В.А.Шкерин. –
Екатеринбург: Сократ, 2005. – С. 41–42. 5. Краеведение. Челябинская область. 7
кл. / под ред. Г.С.Шкребня. – Челябинск: АБРИС, 2011. – С. 39–41.
46
6. Краеведение. Челябинская область. 7 кл.: раб. тетр.
/ М.С.Салмина, науч. ред. В.М. Кузнецов. – Челябинск: АБРИС, 2012. – С. 45. 7.
Краеведение. Челябинская область. 8 кл. / под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск:
АБРИС, 2012. – § 2. 8. Краеведение. Челябинская область. 8 кл.: раб. тетр. /
М.С.Салмина, науч. ред. В.М. Кузнецов. – Челябинск: АБРИС, 2015. – С. 7–8.
Комментариев нет:
Отправить комментарий