Инструкция по выполнению
домашнего задания
по истории для 7 классов
12-18 мая 2020г.
1. - прочитать параграфы 23 - 24 ,
устно ответить на вопросы
«ПОД РУКОЙ»
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРЯ: ВХОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ В СОСТАВ РОССИИ (§ 23)
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVII в. РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА И РАСКОЛ (§ 24)
2. – Письменная работа.
А) выполнить записи в тетради
по темам параграфа 23-24 (Тема, основные термины,
понятия, персоналии) подробнее см. в материалах к уроку; Отправлять на проверку не
нужно.
Б) выполнить задания
в тетрадях с печатной основой по данным темам. Отправлять на проверку не нужно.
3. - ниже прикреплена
ссылка на видео на сайте РЭШ и презентацию теме параграфа 23-24, которые помогут изучить
темы.
РЭШ Междун. отн.ВХОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ В СОСТАВ РОССИИ
Презентация_ВХОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ В СОСТАВ РОССИИ
4 - войти
на ЯКласс. Там нужно будет выполнить небольшую проверочную
работу с 15 по 18 мая 2020 г.
5.- Разделы «Дополнительный
материал» * рекомендованы в полном объеме для тех, кто
интересуется историей, ориентирован на сдачу ОГЭ экзамена по
истории.
Подробная информация к домашнему заданию.
УРОК 31. «ПОД РУКОЙ» РОССИЙСКОГО ГОСУДАРЯ: ВХОЖДЕНИЕ
УКРАИНЫ В СОСТАВ РОССИИ (§ 23)
Основные вопросы изучения материала
1) Западнорусские земли в составе Речи Посполитой. 2) Восстание Богдана
Хмельницкого. Переяславская рада. 3) Вхождение Украины в состав России
Ресурсы урока
Учебник, § 23. Карта «Восстание под предводительством Б. Хмельницкого и русско-польская
война 1654—1667 гг.»
Основные понятия и термины
Голытьба. Реестровые казаки. Униат
Основные даты
1596 г. — Брестская церковная уния. 1653 г. — Земский собор постан
Персоналии
Алексей Михайлович. Богдан Хмельницкий. Иван Выговский. Иван Брюховецкий.
Пётр Дорошенко. Иван Мазепа
Дополнительный материал
Письмо Богдана
Хмельницкого от 8 июня 1648 г. из г. Черкасы
Наяснийший, велможний и преславний царь московский… Ажно Бог всемогущий
здарив нам от твоего царского величества посланцув… Чрез которих радостно
пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое
старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве
заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян
покою не маем… В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля
Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми
зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до
которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите
будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят
наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их
наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних
виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих
нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо… Вашему
царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его
королевской милости Запорозким.
Из решения
Земского собора 1653 г. о воссоединении Украины с Россией
А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всём Войске Запорожском бояре и
думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей
Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско
Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку
для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны
рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божий
церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан
Хмельницкой и всё Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и
великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бити челом многижда… И по тому по
всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское з
городами и з землями принять…
Цит. по: Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трёх
томах. — М., 1953. — Т. III. — С. 413—414.
УРОК 32. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVII в.
РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА И РАСКОЛ (§ 24)
Основные вопросы изучения материала
1) Церковь после Смуты. 2) Реформа патриарха Никона. 3) Усиление
разногласий между церковной и светской властью. 4) Церковный собор 1666—1667
гг. 5) Протопоп Аввакум. 6) Протесты старообрядцев
Ресурсы урока
Учебник, § 24. Карта
Основные понятия и термины
Раскол. Никониане. Протопоп. Старообрядчество. Анафема (проклятие)
Основные даты1653—1655 гг. — церковная реформа. 1666—1667 гг. — Церковный
собор. 1668—1676 гг. — Соловецкое восстание
Персоналии
Филарет. Алексей Михайлович. Никон. Аввакум.
Дополнительный материал
Отрывок из письма
Никону от его бывшего друга священника Иоанна Неронова.
Какая
тебе честь, что ты страшен всякому? Кто ты? Зверь лютый, или медведь, или рысь?
Дал тебе благочестивый государь волю, и ты, зазнавшись, творишь всякие
поругания, а ему, государю, сказываешь: «Я-де делаю по Евангелию и по отеческим
преданиям…» Иноземцев (имеются в виду греки. — О. Ж.) законоположение ты
хвалишь и обычаи тех приемлишь, благоверны и благочестны тех родителей
нарицаешь. А мы прежде всего у тебя же слыхали, чтомногажды ты говаривал нам: гречане-де
и Малой России (люди. — О. Ж.) потеряли веру, и крепости и добрых нравов нет у
них.
А. В. Карташёв.
«Очерки по истории Русской Церкви» (фрагмент)
Особенно
неблагоприятной для Никона оказалась вражда к нему боярства из-за его претензий
на сферу чисто государственной деятельности. Царь дал Никону титул «Великого
Государя», который по праву царского отца носил в своё время патриарх Филарет.
А Никон смело пользовался этим титулом, видя в нём и свою реальную власть. В
предисловии к Служебнику 1653 г. царь и патриарх называются «двоицею,
сугубицею, богоизбранною». Это Никоново теократическое убеждение. Никон был
советником царя в деле присоединения Малой России. Он советовал воевать и с
поляками (1654), и со шведами (1656). Уезжая из Москвы в походы, царь оставлял
Боярскую думу под контролем Никона. Никон слал указы воеводам в такой форме:
«Указал государь царь великий князь всея Руси Алексей Михайлович и мы, великий
государь и патриарх…» Воеводы Никону адресовали свои челобитные. Боярин
наместник Москвы и другие чины не имели права никакого дела решать без доклада
патриарху. Даже коллективные боярские приговоры утверждались Никоном. Явившиеся
к Никону самые высокопоставленные бояре принимались им стоя и получали
инструкции, как поступать в том или другом случае. Когда бывало коллективное
заседание с боярами и кто-нибудь опаздывал на минуту после звонка, ему
приходилось ждать на дворе на холоде, пока патриарх не распорядится впустить в
залу заседания. И духовным лицам был чужд этот стиль государственного властолюбия
и помпы. Говорили про него: «Он принял во власть строить вместо евангелия
бердыши, вместо креста топорики на помощь государю, на бранные потребы». На
Никона царь оставил и своё семейство, уезжая в поход.
Последствия
церковной реформы
1.
Централизация
Церкви. 2. Установление единства Русской православной церкви с остальным
православным миром. 3. Установление контроля над священниками и усиление
дисциплины. 4. Контроль над верующими. 5. Развитие церковного образования. 6.
Усиление личной власти Никона. 7. Церковный раскол.
Литература для
написания сочинения, эссе о Никоне, протопопе Аввакуме
(любое издание) Ключевский В. О. Исторические
портреты. Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской
православной церкви. Бахревский В. А. Никон; Страстотерпцы. Вострышев М. И.
Патриарх Никон. (Серия «ЖЗЛ».) Филиппов М. А. Патриарх Никон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий